Отказ в приеме документов

Отказ в приеме документов Существуют несколько разновидностей отказа в приеме документов страховыми компаниями в зависимости от ситуации:

1. Отказ в приеме заявления о досрочном прекращении договора Суть отказа сводится к тому, что принесенное Вами Заявление не содержит слова «расторжение», а также к Заявлению не приложены какие-либо документы, например нет копии ПТС. Цель такого отказа для Страховой Компании – отсрочить прием заявления, либо переписать заявление, сформулировав его через слово «расторжение». А юридические последствия расторжения договора (958/2 ГК) совсем иные, чем в случае с прекращением (958/1) ГК, и соответственно иные формулы расчета возврата части страховой премии, поэтому постарайтесь не попадаться на эту удочку. Практика принуждения подписания заявления о досрочном расторжении договора весьма типична для РГС, РЕСО, да и еще кучи страховых компаний, изготовивших свои типовые бланки таких заявлений.

2. Отказ в приеме документов при подаче Заявления на страховую выплату. Некоторые Страховые Компании считают, что они вправе отказать в приеме Заявления на страховую выплату до тех пор, пока Вами не будет собран весь комплект документов – справки из ГАИ, копии протокола и постановления ГАИ, заключения экспертизы. В обоснование всего этого они приводят следующую логику: Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ-40, «... Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику по месту нахождения страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат ...». Положения данного пункта Закона говорит о том, что вместе с Заявлением потерпевший предоставляет страховщику в числе других документов и документ, подтверждающий размер причинённого вреда. Таким документом является только независимая оценка. Таким образом, потерпевший, имея на руках весь пакет документов при первичном обращении к страховщику, вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований в установленный Законом 15-ти дневный срок. Данное обоснование кажется логичным, однако... Здесь возникает вопрос связки и противоречий ФЗ и ППРФ. Закон не является частью Договора ОСАГО. Согласно ст. 5 ФЗ-40, «... Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации правилах обязательного страхования ...». Посмотрим, что же написано в правилах обязательного страхования, т.е. в ППРФ 263: ... 43. Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая. Потерпевшие, включая пассажиров транспортных средств, предъявляют страховщику требование о страховой выплате в сроки, установленные пунктом 42 настоящих Правил. Заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие ... Таким образом, заявление о страховой выплате и есть требование страховой выплаты, которое по Правилам необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия. 

 Согласно п. 44 Правил, Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению:

а) справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении;

б) извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим). В зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет документы, предусмотренные пунктами 51, 53-56 и (или) 61 настоящих Правил. Необходимо заметить, что упомянутые документы – справки о ДТП, а также копии протокола и постановления – выдаются органами ГИБДД, и сроки этой выдачи запросто могут превысить 5 дней с момента ДТП, таким образом, у Потерпевшего нет фактической возможности приложить к Заявлению эти документы, что вовсе не отменяет обязанность подачи самого Заявления в пятидневный срок с момента ДТП. Также необходимо отметить, что сроки для осуществления страховой выплаты согласно п. 70 Правил, начинают исчисляться с момента приема ВСЕХ документов, упомянутых в п.п. 44, 61 (для случая причинения вреда имуществу), поэтому этот срок начинается в момент предоставления последнего из упомянутых документов. Аргумент о необходимости приложения к Заявлению и результата оценки не выдерживает критики, ибо согласно п. 45 Правил, «... при приеме страховщиком от потерпевшего заявления о страховой выплате страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку), в том числе путем выдачи направления на экспертизу, в срок не более 5 рабочих дней со дня получения от потерпевшего заявления о страховой выплате, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим ...» Таким образом, сначала необходимо предоставить Заявление на страховую выплату, на основании которого уже далее начинается процесс определения стоимости причиненного ущерба путем организации независимой экспертизы. Цель убеждения Вас в том, что как сделаете оценку – так и приносите ее вместе с Заявлением в том, чтобы в тот момент, когда Вы принесете полный комплект документов, Страховая Компания имела возможность направить Вас на «свою» независимую экспертизу, а Вашу экспертизу (оценку) они имеют полное право выкинуть в мусорное ведро, причем Вы еще и потеряете уплаченные за нее деньги.

Получить консультацию  наших  специалистов или заказать экспертизу можно:

- по единому телефону (звонок по России бесплатно) 8-800-500-32-03

- по электронной почте neooexpert@mail.ru;

-  заполнив на нашем сайте онлайн-заявку.

Фото: ya.ru