Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза может проводиться в досудебном порядке, а также в рамках гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел в полном соответствии с Федеральным Законом о государственной судебно-экспертной деятельности.

По результатам экспертного исследования составляется Заключение эксперта или Заключение специалиста.

Судебная лингвистическая экспертиза назначается в следующих случаях:

  1. По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ).
  2. По спорным текстам в связи с уголовными делами:
  • по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ);
  • по обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ).

  3. По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды.

К компетенции экспертов-лингвистов относится разрешение следующих вопросов:

  • о форме высказывания, содержащего оспариваемые истцом сведения (утверждение, предположение, мнение, то есть оценочное суждение);
  • характер содержащихся в высказывании оспариваемых истцом сведений (сведения о фактах или событиях или иные суждения);
  • соотносимость содержащихся в высказывании сведений с конкретным гражданином или юридическим лицом.

Цели, задачи, предмет и объекты судебной лингвистической экспертизы

Цель судебной лингвистической экспертизы – установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, на основе специальных филологических познаний.

Задачами лингвистического исследования могут являться:

  • толкование и разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом);
  • интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);
  • толкование положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе;
  • изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;
  • изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.
  • объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д.

Предмет судебной лингвистической экспертизы – факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования языка.

Объекты судебной лингвистической экспертизы (тексты, произведения устной или письменной речи, на русском языке):

  • фонограммы, видео- и аудиозаписи
  • газетные и журнальные публикации, выступления в СМИ, в том числе в сети Интернет
  • аудиозаписи
  • произведения устной или письменной речи, зафиксированные на материальном носителе, вещественные доказательства, документы, образцы для сравнительного исследования, материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.

Методы судебной лингвистической экспертизы

Экспертиза звукозаписей:

  • аудитивный анализ
  • лингвистический анализ
  • инструментальный анализ
  • оценка речевой культуры диктора

Лингвистическая экспертиза текста:

  • лексический анализ
  • морфологический анализ
  • семантический анализ
  • синтаксический анализ
  • грамматический анализ
  • стилистический анализ
  • морфологический анализ

Предоставляемые на лингвистическую экспертизу объекты и материалы

Материалы дела:

  • гражданское дело - в подлиннике или ксерокопиях в полном объеме;
  • уголовное дело: материалы дела, которые имеют непосредственное отношение к предмету экспертного исследования.

Объекты:

  • Если объектами исследований являются письменные тексты (например, газетные или журнальные публикации), на экспертизу должно быть представлено само издание или вырезка из него, содержащая, помимо текста статьи, подлежащего экспертизе, и выходные данные, позволяющие идентифицировать конкретный экземпляр издания (например, газета "Известия" от 25 января 2000 г.). Допустимо представлять ксерокопии исследуемых текстов, достоверность которых подтверждена подписями надлежащих должностных лиц (инициаторов судебно-экспертного исследования). Ксерокопии должны быть хорошего качества, хорошо читаемыми, без изъянов или купюр.
  • Если объект экспертизы - книга (например, при подозрении в плагиате или контрафактной продукции), на экспертизу она представляется в упаковке, опечатанной печатями лица или органа, назначившего экспертизу.
  • Если объект экспертизы - звучащая речь (выступления на митинге, на собрании, интервью и т.д.), на лингвистическую экспертизу представляется фонограмма или видеофонограмма, приобщенная к материалам дела в упакованном и опечатанном виде. В случаях представления не оригинала, а рабочей копии факт изготовления копии и представления ее на экспертизу должен быть отражен в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Изготовленная копия фонограммы должна быть процессуально оформлена и приобщена к делу в качестве производного вещественного доказательства. При назначении лингвистической экспертизы устного текста представление на экспертизу самой фонограммы обязательно. Недопустимо проводить лингвистическую экспертизу только на основе расшифровки или распечатки стенограммы.

Сравнительные образцы:

Образцы для сравнительного исследования могут потребоваться для решения таких вопросов, как установление авторства спорного текста, решения диагностических вопросов (установление факта необычных условий порождения письменного или устного текста, определение необычного эмоционального состояния его автора и т.д.).

Сравнительные образцы могут быть свободными, условно свободными, и экспериментальными. Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества и количества.

Типовые вопросы к экспертам-лингвистам

По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ)

  1. Содержатся ли в статье ... выпуска № ... (2009 г.) журнала "..." негативные сведения о ... (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
  2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о ..., то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  3. Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство ... (ФИО) либо других руководителей "...", как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?
  4. Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении г-ном ... (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
  5. В каких фрагментах статьи "..." (название) содержится информация о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/ учреждения "..." (название)?
  6. В каком значении употреблено слово "..." в ... контексте абзаца "..."/ предложения: "..." в статье, опубликованной в ...?
  7. Содержит ли предложение "..." сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на ..., задевающие, чернящие деловую репутацию истца (физического или юридического лица)?
  8. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации "..."?
  9. Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, предприятия "...")?
  10. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
  11. Являются ли сведения, изложенные в абзаце ...: "...", утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?

По спорным текстам в связи с уголовными делами, по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ)

  1. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения гражданином ... действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, правонарушения, преступления, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, квалифицируемые как порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?
  2. Имеются ли в предоставленных статьях сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гражданина, подрывающие его репутацию по сравнению с тем уровнем, которому (как следует из искового заявления) стремится соответствовать в обществе истец (ФИО)?
  3. Имеются ли в тексте высказывания в форме утверждения, приписывающие истцу незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?
  4. Содержатся ли в исследуемых текстах высказывания в форме утверждения о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК РФ, преступлений?
  5. Есть ли в тексте высказывания о фактах, не имевших места в действительности, но формирующих о гражданине (ФИО) ложное, не соответствующее действительности представление?
  6. Имеются ли высказывания, позорящие гражданина (ФИО), содержащие измышления о конкретных фактах, поддающихся проверке и касающихся именно гражданина (ФИО)?

По обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ):

  1. Какие типы лексики современного русского языка относятся к оскорбительной лексике?
  2. Содержатся ли в предложении "..." слова, словосочетания или фразы, относящиеся к одному или нескольким типам оскорбительной лексики?
  3. Носят ли высказывания ..., относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?
  4. Имеется ли в высказываниях ... отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе?
  5. Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
  6. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)?
  7. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство?
  8. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме?
  9. Присутствуют ли в тексте негативные высказывания об истце, то есть субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца?
  10. Адресованы ли эти высказывания лично истцу?
  11. Какие сведения содержат негативные высказывания - о конкретных фактах или событиях, действиях (типа "N ворует", "N хамит"), либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом (типа "N - вор", "N - преступник", "N - хам", "N - проститутка")?
  12. Используется ли в этих высказываниях оскорбительная лексика и фразеология?

По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды

(По признакам состава преступления, обозначенного в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности").

  1. Имеются ли в сюжетах, показанных телекомпанией "...", слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?
  2. Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.?
  3. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц?
  4. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
  5. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?
  6. Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?
  7. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?
  8. Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?
  9. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?
  10. Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?
  11. Есть ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
  12. Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?
  13. Есть ли высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
  14. Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
  15. Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?
  16. Имеются ли высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
  17. Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
  18. Имеются ли высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?

По некоторым другим материалам в связи с арбитражными спорами

  1. Соответствует ли нормам современного русского литературного языка название "…"?
  2. Как соотносится это название с другими названиями (...) - разные они, и сходны ли до степени смешения?
  3. В какие словообразовательные и этимологические отношения с лексикой современного русского языка может входить слово "…"?
  4. В какой мере слово "…" может с устойчивостью ассоциироваться в языковом сознании носителей русского языка с персонажем "…"?
  5. Может ли слово "…" быть применимо в устной и письменной русской речи исключительно к персонажу "…"?
  6. Имеет ли принципиальное значение для идентификации "…" как литературного персонажа написание данного слова заглавными либо строчными буквами?
  7. Какие слова в русском языке относятся к индивидуальным, уникальным словам?
  8. Является ли словосочетание "…" индивидуальным, уникальным, то есть оригинальным, неповторяющимся?
  9. Отражает ли словосочетание "…" творческую самобытность какого-либо автора, и содержатся ли в нем какие-либо признаки индивидуального авторского стиля?
  10. Насколько распространено в современном публицистическом жанре и разговорном дискурсе массмедиа данное словосочетание?
  11. Каково значение слова "…" в контексте рекламного макета "…"; употреблено ли слово "…" в данном макете для обозначения превосходной степени качества обозначаемого свойства?
  12. Какие слова входят в состав словесной части обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из ….?
  13. Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
  14. Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение)?
  15. Являются ли слова "…" и "…" синонимами?
  16. Если слова синонимами не являются, то как следует понимать значение каждого из слов в отдельности? В этой связи правильным ли является понимание слова "…" как "…", а слова "…" - как "…"?

Одним из направлений деятельности  НЭОО "ЭКСПЕРТ" является производство исследований и экспертиз  комплексных, комиссионных: напр., психолого-лингвистических, психолого-политолого-религиоведческо-лингвистических и др.) в интересах правосудия.

К компетенции относятся любые вопросы лингвистического содержания, требующие применения специальных лингвистических познаний, относящиеся к делу и имеющие юридическое значение.

Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия и судебного разбирательства специальных лингвистических познаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и грамотного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного мнения.

Задачами лингвистического исследования или экспертизы являются:

- толкование и разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений (идиом);

- интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);

- толкование положений текста документа для установления того, какие варианты понимания этих положений возможны в современном дискурсе;

- изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;

- изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов;

- объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д.

Проводятся исследования по комбинированным направлениям судебных экспертиз:

  • экспертиза взаимодействия фигурантов по материалам оперативных аудио- и видеозаписей;
  • экспертиза по материалам видеозаписей следственных действий на предмет выявления признаков психологического давления, принуждения, внушения;
  • экспертиза психологических мотивов противоправных действий;
  • экспертиза выявления психологических признаков недостоверности показаний и скрываемых обстоятельств;
  • экспертиза анонимных текстов, содержащих угрозы;
  • экспертиза печатной, видеопродукции, публичных выступлений на предмет выявления признаков разжигания вражды и ненависти по признакам расы, национальности, вероисповедания, пола, принадлежности к социальной группе, а также унижения чести и достоинства, умаления деловой и общественной репутации.

При проведении лингвистической экспертизы / лингвистического исследования могут быть поставлены следующие вопросы:

«Какая информация о ...[1] содержится в ...[2]

«Каково значение следующего предложения / фрагмента текста: ...[3]

«Следует ли из содержания следующего предложения / фрагмента текста[4], что ...[5]? Допускает ли это предложение / фрагмент текста иное понимание?»

«Что представляет собой коммуникативное намерение автора следующего предложения / высказывания / фрагмента текста …[6]: сообщение информации, выражение оценки, угрозы, насмешки, выражение чувств и т.п.?»

«Являются ли слова / словосочетания ...[7] обозначением одного и того же лица / предмета или разных лиц / предметов?»

«Какой именно предмет / лицо обозначен словом ...[8]

«Выражает ли слово / словосочетание ...[9] отрицательную оценку?»

«Каковы значения слова / словосочетания ...[10] в современном русском языке, в каком из них оно употреблено в данном тексте?»

«Какова сфера употребления слова / словосочетания в этом значении, содержит ли оно положительную или отрицательную оценку?»

«Каково значение слова / словосочетания ...[11] в спорном тексте?»

«Употреблено ли слово / словосочетание ...[12] в данном тексте в следующем значении ...[13]

«Имеют ли слова / словосочетания ...[14] одинаковое (тождественное, противоположное) значение?»

«Находятся ли слова / словосочетания …[15] в родовидовых отношениях?»


[1] Привести фамилию и инициалы человека (людей), либо название предприятия (организации, фирмы и т. п.), либо наименование социальной, этнической или иной группы, информацию о которых необходимо выявить в спорном тексте.

[2] Привести наименование представленного на экспертизу текста либо указать абзац / предложение, в котором требуется обнаружить информацию, абзац / предложение можно процитировать в вопросе.

[3] Привести предложение или фрагмент текста.

[4] То же.

[5] Привести возможное понимание приведенного предложения или фрагмента текста.

[6] Привести предложение или фрагмент текста.

[7] Привести слова / словосочетания.

[8] Привести слово.

[9] Привести слово / словосочетание.

[10] То же.

[11] Привести слово / словосочетание.

[12] То же.

[13] Привести значение.

[14] Привести слова / словосочетания.

[15] То же.

«Искажает ли смысл следующего высказывания / абзаца / текста ...[1] пересказ этого высказывания / абзаца /  текста, содержащийся в следующем фрагменте спорного текста ...[2], или смысл исходного высказывания / абзаца / текста при пересказе передан адекватно?»

«Однозначно или многозначно высказывание / абзац / текст ...[3] на ...[4] языке? Искажает ли смысл этого высказывания / абзаца / текста следующий перевод этого высказывания / абзаца / текста на ...[5] язык или смысл исходного текста при переводе передан адекватно?»


[1] Привести соответствующий фрагмент.

[2] То же.

[3] То же.

[4] Указать язык.

[5] То же.

«Соблюдены ли при цитировании следующего высказывания ...[1] правила цитирования, существующие в русском языке?»

«Является ли информация, содержащаяся в предложении / фрагменте текста ...[2], нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?»

«Какова форма выражения этой информации: утверждение, мнение, предположение, вопрос, оценочное суждение?»

«Содержатся ли в тексте сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую репутацию ...[3], порочащие деловую репутацию предприятия ...[4]

«Выражена ли информация, касающаяся ...[5], в оскорбительной (неприличной) форме?»

 «Содержатся ли в данной статье негативные сведения об определенном лице (лицах), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация? Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о нем, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?»

«Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанных лицах, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство этого лица, других руководителей данной организации как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?»

«Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении гражданином (Ф.И.О.) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?»

«Содержит ли данное предложение (цитата) сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство, задевающие, чернящие деловую репутацию физического или юридического лица?»

«В каких фрагментах данной статьи (радиопередачи, видеосюжета) содержится информация о деловой репутации данного юридического лица (общественной организации, организации, фирмы)?»


[1] Привести высказывание и имя его автора.

[2] Привести предложение / фрагмент текста.

[3]Привести фамилию и инициалы.

[4] Указать название.

[5] Привести фамилию и инициалы.

 «Если сведения, изложенные в статье (радиопередаче, видеосюжете), не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, организации)?»

«Являются ли сведения, изложенные в данном абзаце (цитате), утверждениями о фактах (если да, то каких) или мнением автора (журналиста, редакции) статьи (радиопередачи, видеосюжета)?»

«Содержится ли в тексте отрицательная (негативная) оценка всех представителей этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы[1]? Кто является автором высказывания, содержащего отрицательную (негативную) оценку: официальные лица, редколлегия, журналист или иные лица?»

«Содержатся ли в тексте призывы к насильственным действиям по отношению к представителям этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы[2]

«Является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него родным?»

«Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста?»

«Является ли творчески-самобытным название, коммерческое имя, товарный знак, слоган, доменное имя?»

«Каковы основные темы разговоров, зафиксированных на аудио- и видеоносителях?»

«Что является предметом разговоров? Какова активность в разговоре каждого из участников?»

«Каковы цели каждого из участников разговора?»

«Имеются ли со стороны кого-либо из участников разговоров побуждения к совершению каких-либо действий (бездействия), высказанные в адрес другого участника (участников)? Если да, какие именно и в какой форме?»

«Кто из участников разговора имеет властные полномочия в отношении обсуждаемой ситуации и происходящего разговора? Кто из участников отдает, а кто выполняет поручения по производству совместных действий, каких именно?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, имеются ли признаки зависимого положения одного участника разговора от другого? Если да, то в чем конкретно они проявляются?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, следует ли, что оба участника разговора имеют общие представления о ситуации (приводятся конкретные обстоятельства исследуемой ситуации)?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, следует ли, что участники разговора имели предварительную договоренность, имеющую отношения к исследуемой ситуации?»

«Могли ли коммуниканты своим участием в разговоре повлиять на его исход?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, имеются ли признаки проявляемой участниками разговора скрытности обсуждаемых тем? Кем из участников разговора проявляется скрытность?»

И др.


[1] Указать какой именно.

[2] То же.

 «Если сведения, изложенные в статье (радиопередаче, видеосюжете), не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию истца (гражданина, организации)?»

«Являются ли сведения, изложенные в данном абзаце (цитате), утверждениями о фактах (если да, то каких) или мнением автора (журналиста, редакции) статьи (радиопередачи, видеосюжета)?»

«Содержится ли в тексте отрицательная (негативная) оценка всех представителей этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы[1]? Кто является автором высказывания, содержащего отрицательную (негативную) оценку: официальные лица, редколлегия, журналист или иные лица?»

«Содержатся ли в тексте призывы к насильственным действиям по отношению к представителям этнической (конфессиональной, социальной и т. п.) группы[2]

«Является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык предположительно является для него родным?»

«Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста?»

«Является ли творчески-самобытным название, коммерческое имя, товарный знак, слоган, доменное имя?»

«Каковы основные темы разговоров, зафиксированных на аудио- и видеоносителях?»

«Что является предметом разговоров? Какова активность в разговоре каждого из участников?»

«Каковы цели каждого из участников разговора?»

«Имеются ли со стороны кого-либо из участников разговоров побуждения к совершению каких-либо действий (бездействия), высказанные в адрес другого участника (участников)? Если да, какие именно и в какой форме?»

«Кто из участников разговора имеет властные полномочия в отношении обсуждаемой ситуации и происходящего разговора? Кто из участников отдает, а кто выполняет поручения по производству совместных действий, каких именно?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, имеются ли признаки зависимого положения одного участника разговора от другого? Если да, то в чем конкретно они проявляются?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, следует ли, что оба участника разговора имеют общие представления о ситуации (приводятся конкретные обстоятельства исследуемой ситуации)?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, следует ли, что участники разговора имели предварительную договоренность, имеющую отношения к исследуемой ситуации?»

«Могли ли коммуниканты своим участием в разговоре повлиять на его исход?»

«Исходя из лингвистических и паралингвистических особенностей исследуемого разговора, имеются ли признаки проявляемой участниками разговора скрытности обсуждаемых тем? Кем из участников разговора проявляется скрытность?»

И др.


Получить консультацию  наших  специалистов или заказать экспертизу можно:

- по единому телефону (звонок по России бесплатно) 8-800-500-32-03

- по электронной почте neooexpert@mail.ru;

-  заполнив на нашем сайте онлайн-заявку.

 

Фото: ya.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

судебная экспертиза, судебная лингвистическая экспертиза, лингвистическая экспертиза, лингвистическое исследование, лингвистика, лингвистическое исследование слова, лингвистическое исследование фразы, лингвистическое исследование предложения, судебное лингвистическое исследование слова, судебное лингвистическое исследование фразы, судебное лингвистическое исследование предложение, исследование слова, исследование предложения, исследование выражения, исследование фразы, лингвистическая экспертиза в ейске, лингвистическая экспертиза ростове, лингвистическая экспертиза краснодаре, лингвистическая экспертиза воронеже, лингвистическая экспертиза волгограде, лингвистическая экспертиза ставрополе, лингвистическая экспертиза  крыму, лингвистическая экспертиза симферополе, лингвистическая экспертиза чечне, лингвистическая экспертиза грозном, лингвистическая экспертиза владикавказе, лингвистическая экспертиза москве, лингвистическая экспертиза рсо-алании, лингвистическая экспертиза ростовской области, лингвистическая экспертиза волгоградской области, лингвистическая экспертиза ставропольском крае, лингвистическая экспертиза краснодарском крае, лингвистическая экспертиза московской области, лингвистическая экспертиза по всей россии, лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц, лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц практическая работа, лингвистическая экспертиза ростов на дону, лингвистическая экспертиза текста, лингвистическая экспертиза документа, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства ростове, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства ростове на дону, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства краснодаре, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства ейске, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства воронеже, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства волгограде, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства ставрополе, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства симферополе, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства крыму, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства чечне, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства грозном, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства владикавказе, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства рсо-алании, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства москве, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства ростовской области, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства воронежской области, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства волгоградской области, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства краснодарском крае, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства ставропольском крае, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства республике крым, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства московской области, лингвистическая экспертиза по делам о защите чести и достоинства по всей россии, лингвистическая экспертиза оскорбления, лингвистическая экспертиза оскорбления ростове, лингвистическая экспертиза оскорбления ростове на дону, лингвистическая экспертиза оскорбления ейске, лингвистическая экспертиза оскорбления краснодаре, лингвистическая экспертиза оскорбления воронеже, лингвистическая экспертиза оскорбления волгограде, лингвистическая экспертиза оскорбления ставрополе, лингвистическая экспертиза оскорбления крыму, лингвистическая экспертиза оскорбления симферополе, лингвистическая экспертиза оскорбления чечне, лингвистическая экспертиза оскорбления грозном,лингвистическая экспертиза оскорбления владикавказе, лингвистическая экспертиза оскорбления рсо-алании, лингвистическая экспертиза оскорбления москве, лингвистическая экспертиза оскорбления московской области, лингвистическая экспертиза оскорбления по всей россии, лингвистическая экспертиза оскорбления ростовской области, лингвистическая экспертиза оскорбления воронежской области, лингвистическая экспертиза оскорбления, лингвистическая экспертиза высказывания, лингвистическая экспертиза оскорбления волгоградской области, лингвистическая экспертиза оскорбления ставропольском крае, лингвистическая экспертиза оскорбления краснодарском крае, лингвистическая экспертиза оскорбления чести и достоинства, лингвистическая экспертиза вопросы, лингвистическая экспертиза вопросы эксперту по защите деловой репутации, лингвистическая экспертиза вопросы эксперту, лингвистическая экспертиза вопросы эксперту по клевете, лингвистическая экспертиза это, лингвистическая экспертиза это доказательство, лингвистическая экспертиза пример, лингвистическая экспертиза шаблон, лингвистическая экспертиза задачи, лингвистическая экспертиза текста пример, лингвистическая экспертиза вопросы эксперту по всей россии, лингвистическая экспертиза высказывания ейске, лингвистическая экспертиза высказывания ростове, лингвистическая экспертиза высказывания ростове на дону, лингвистическая экспертиза высказывания краснодаре, лингвистическая экспертиза высказывания воронеже, лингвистическая экспертиза высказывания волгограде, лингвистическая экспертиза высказывания ставрополе, лингвистическая экспертиза высказывания крыму, лингвистическая экспертиза высказывания симферополе, лингвистическая экспертиза высказывания чечне, лингвистическая экспертиза высказывания грозном, лингвистическая экспертиза высказывания владикавказе, лингвистическая экспертиза высказывания рсо алании, лингвистическая экспертиза высказывания москве, лингвистическая экспертиза высказывания по всей россии, независимое лингвистическое исследование, независимое лингвистическое исследование ростове, независимое лингвистическое исследование ростове на дону, независимое лингвистическое исследование ставрополе,  независимое лингвистическое исследование ейске, независимое лингвистическое исследование краснодаре, независимое лингвистическое исследование воронеже, независимое лингвистическое исследование волгограде, независимое лингвистическое исследование крыму, независимое лингвистическое исследование симферополе, независимое лингвистическое исследование чечне, независимое лингвистическое исследование грозном, независимое лингвистическое исследование владикавказе, независимое лингвистическое исследование рсо алании, независимое лингвистическое исследование москве, независимое лингвистическое исследование московской области, независимое лингвистическое исследование ростовской области, независимое лингвистическое исследование воронежской области, независимое лингвистическое исследование волгоградской области, независимое лингвистическое исследование ставропольском крае, независимое лингвистическое исследование краснодарском крае, независимое лингвистическое исследование по всей россии, независимая лингвистическая экспертиза, независимая лингвистическая экспертиза ростове,независимая лингвистическая экспертиза ростове на дону, независимая лингвистическая экспертиза ставрополе, независимая лингвистическая экспертиза краснодаре, независимая лингвистическая экспертиза ейске, независимая лингвистическая экспертиза воронеже, независимая лингвистическая экспертиза волгограде, независимая лингвистическая экспертиза крыму, независимая лингвистическая экспертиза симферополе, независимая лингвистическая экспертиза чечне, независимая лингвистическая экспертиза грозном, независимая лингвистическая экспертиза владикавказе, независимая лингвистическая экспертиза москве, независимая лингвистическая экспертиза ростовской области, независимая лингвистическая экспертиза воронежской области, независимая лингвистическая экспертиза волгоградской области, независимая лингвистическая экспертиза ставропольском крае, независимая лингвистическая экспертиза краснодарском крае, независимая лингвистическая экспертиза республике крым,  независимая лингвистическая экспертиза московской области, независимая лингвистическая экспертиза по всей россии